Необычные клавиатуры для компьютера. Самые необычные клавиатуры

Электронные клавишные инструменты

В отличие от акустических клавишных инструментов в электронных источником звука является колебательный контур (а не вибрирующая струна или воздушный столб), управление которым осуществляется с помощью разного рода регуляторов, позволяющих изменять форму звуковой волны. Полученный звук усиливается и передается на динамики.

Таким образом, главное типологическое отличие электронных клавишных - это формирование звука с помощью электроники: звука, до того «неслыханного». Это открытие привело в первую очередь к многочисленным экспериментам в области звучания, ведь электронная «начинка» дает возможность получать новые и непривычные тембры и спецэффекты, а также имитировать звучание многих инструментов. Так, в развитии электронных клавишных наметились две основные тенденции: первая (более ранняя) - устремленность к получению максимально необычного звучания, вторая (более поздняя) - имитация тембров, наиболее приближенных к аутентичному звучанию акустических инструментов.

Как все начиналось

Итак, с начала XX века развитие клавишных инструментов приняло новое направление, обусловленное интересом к открытиям в области электричества и желанием применить эти открытия для собственных - музыкальных - нужд. Строго говоря, первые опыты в данной сфере относятся еще к концу XIX века: 1885 годом датируется появление - детища американского изобретателя Тэда Кахилла, которое представляло собой двухсоттонный агрегат, собранный из телефонных трубок и электрогенераторов и снабженный клавиатурой. Агрегат был способен производить шумовые эффекты, но не музыкальные тоны с фиксированной звуковысотностью. Однако уже через 9 лет автору удалось восполнить этот пробел и воспроизвести на этом подобии синтезатора некое подобие мелодии.


Телармониум

Искания Кахилла продолжил русский экспериментатор Лев Термен, не ставший давать своему инструменту звучных псевдогреческих имен, но передавший ему - как «сыну» - собственное имя. Творение, таким образом, именовалось термен (или же терменвокс ) и обладало способностью воспроизводить звуки, подобные звучанию человеческого голоса (этот факт вызвал особый интерес композиторов к данному устройству).

Первый концерт, где с изобретением дебютировал и сам автор в качестве исполнителя, состоялся в 1929 году. Исполнялось сочинение под названием «Первая аэродинамическая сюита», а сопровождением «термену» и Термену служил Кливлендский симфонический оркестр. Термен (младший) имел вид небольшой коробочки, наподобие радиоприемника, и, так же как приемник, был снабжен антенной, точнее, двумя: одна прямая (для регуляции звуковысотности), другая - петлеобразная (отвечающая за громкость).

В 20-х годах XX века в театрах и кинотеатрах появилась музыкальная новинка - электроорган , обладающий как причудливым звучанием, так и экстравагантным внешним видом: когда в перерывах между актами спектакля или киносеансами это чудо техники поднималось из-под сцены, переливаясь огоньками индикаторов на манер рождественской ёлки, зрители просто не могли остаться равнодушными. Первая попытка создания такого инструмента относится к 1924 году, когда Йорг Магер (немецкий органист и педагог) предпринял первые опыты синтезирования музыкальных звуков. Прототип современных синтезаторов (названный стереофоном ) мог имитировать множество звуков, а также менять сам звук с помощью набора кнопок и всяческих регуляторов.

Йорг Магер и его "партитурофон" (потомок стереофона)

Во второй половине ХХ века (особенно в 80-е годы) усовершенствованный электроорган приобрел такую популярность (в западных странах даже была своего рода эра массового распространения электрооргана, под девизом: «Орган - в каждый дом!»), что стал самым распространенным домашним инструментом: если не в качестве средства музыкального обучения, то уж излюбленной звучащей игрушки - наверняка.

Но до этого было еще далеко. Эксперименты продолжались. В 1928 году французским музыкантом Морисом Мартено был изобретен чрезвычайно любопытный электрический инструмент, получивший название по имени своего создателя - Волны Мартено . Звучание этого (оркестрового, как правило) инструмента обеспечивается пульсацией, вызванной комбинированием двух электрических потоков, слегка различающихся по частоте. Воздушные волны усиливаются и транслируются через систему динамиков, а клавиатура позволяет получать различные по высоте звуки - основные тоны (диапазон здесь практически такой же, как у фортепиано). Однако между этими основными тонами имеются и промежуточные звуковысотные градации, которые воспроизводятся с помощью специальной ленты, крепящейся к пальцу исполнителя. Это порождает особый эффект «плавающего» звучания. Экзотичность этого звука привлекла в первую очередь композиторов-новаторов, в частности, француза Оливье Мессиана (а также Дариуса Мийо, Эдгара Вареза, Артюра Онеггера и др.). Именно симфония Мессиана «Турангалила», «Песнь любви» (санскр.), тематически связанная с индийской мифологией, а следовательно, и с индийской музыкальной традицией, вывела Волны Мартено на мировую сцену.


Волны Мартено

Все вышеупомянутые инструменты обладали одним существенным недостатком: они были монофоническими (от греч. monos - «один» и phone - «звук»), то есть могли воспроизводить одномоментно лишь один звук. Но с начала 30-х годов начались попытки создания инструментов, способных издавать созвучия. Так, в 1936 году появился хеллертион - инструмент, обладающий диапазоном в 6 октав, способный подражать звучанию других инструментов (за счет работы с педалями) и, самое главное, могущий воспроизводить одновременно до 4 звуков. Так началась эра инструментов, называемых нынче полифоническими (от греч. polus - «многий») (следует помнить, что речь в данном случае, как и в случае с «полифонией» мобильных телефонов, идет именно о способности сочетать в одновременности много звуков; что же касается музыкальных терминов «полифонический», «полифония», то в строгом смысле слова они означают особый тип музыкальной организации).

Время расцвета

После Второй мировой войны развитие электронных инструментов, прерванное в связи с военными событиями, возобновилось. В 1951 году сначала в Кельне, следом - в Нью-Йорке были открыты электронные студии. Студийный характер электронная музыка сохраняла еще на протяжении ряда лет: партии электронных музыкальных инструментов записывались композиторами в студии, а затем, на концертах, воспроизводились в сочетании с «живыми» тембрами (на фото - «оркестр громкоговорителей»).

Особо значительные эксперименты в области электронного звучания в этот период осуществлялись академическими музыкантами (опыты Карлхайнца Штокхаузена, «Новая музыка» дармштадтской школы, хореография Мориса Бежара, конкретная музыка и т. д.).

Однако волна звуковых экспериментов захлестнула не только академических композиторов, она коснулась и музыкантов, работающих в сфере масскультуры. Появившиеся в 1964 году синтезаторы позволили исполнять электронную музыку вживую: непосредственно во время исполнения музыкант мог варьировать и громкость, и длительность, и тембральную окраску каждого звука. Именно синтезаторы впервые предоставили возможность одному исполнителю создавать такое звучание, какое до сих пор было доступно разве что симфоническому оркестру. Что же представляют собой эти инструменты?

Слово о синтезаторе

Синтезаторы - самые распространенные инструменты из семейства электронных клавишных, как явствует из их названия, синтезируют звук, составляют тембр из ряда акустических элементов. В повседневном употреблении слово «синтетический» понимается как «искусственный». Таким образом, задача синтезатора сводится либо к созданию искусственных звуковых эффектов, либо к искусственному (и максимально искусному) воссозданию живых тембров.

Синтезатор

Как уже упоминалось, первооткрывателем в области синтезирования звука был Йорг Магер (1924). В 1968 году вышел альбом Венди Карлос Switched-onBach, составленный из клавирных и оркестровых сочинений И. С. Баха, аранжированных для синтезатора. Спустя год эстафету подхватили The Beatles в альбоме Abbey Road. Немецкое трио Tangerine Dream впервые использовало электронный секвенсор - устройство для автоматического воспроизведения вспомогательных партий, а также вывело электронную поп-музыку на такой уровень экспериментаторства, который сопоставим разве что с акустическими опытами постсериалистов в музыке академической. А дальше... Все больше академических композиторов начали включать синтезаторы в инструментальный состав своих произведений, все больше рок- и поп-исполнителей использовали это звучание, а производители клавишных инструментов все больше и больше расширяли их возможности и разрабатывали их разновидности для самых разнообразных нужд.

Классифицируют синтезаторы либо исходя из уровня сложности (детские, полупрофессиональные, профессиональные), либо по функциональной направленности (с автоаккомпанементом - предназначенные для самостоятельных выступлений и без автоаккомпанемента - для профессиональной гастрольной или студийной деятельности).

Между электроникой и акустикой

Электронное фортепиано - близкий родственник синтезатора по части имитации различных музыкальных тембров. Но в отличие от синтезатора оно имеет в своем звуковом банке лишь от 10 до 20 тембров (как правило) и лишено возможности менять звучание, преобразовывать звук в процессе игры.

Корпусное цифровое пианино

Основные отличия электронного фортепиано от акустического состоят в следующем: регулируемый уровень громкости, малый вес и связанная с этим мобильность. Этот инструмент чрезвычайно удобен для гастролирующего музыканта: с одной стороны, он легко транспортабелен, с другой - его акустические характеристики достаточно высоки для воспроизведения даже рояльного звучания.

Если же проводить параллели с синтезатором, то электронное пианино предпочтительнее для обучения детей музыке. Во-первых, и звучание, и характер звукоизвлечения здесь максимально аутентичны - приближены к пианино акустическому, а во-вторых, в то время как большое количество тембров и звуковых эффектов синтезатора может служить фактором, отвлекающим юного пианиста от занятий, количество тембров электронного пианино обычно сведено к минимуму и ограничено звучанием классических клавишных: пианино, рояль, орган, клавесин и их вариации. Наконец, в-третьих, особое удобство создает регулировка по высоте, которой обладают многие модели и которая позволяет установить инструмент сообразно росту вашего ребенка, с тем чтобы обеспечить правильное положение корпуса при игре и, как следствие, правильную постановку руки - залог успешного пианистического будущего.

Вообще говоря, под наименование «электронное пианино» подпадают два разряда инструментов. Первый - корпусное цифровое пианино , разработанное в качестве альтернативы пианино акустическому и ориентированное на максимальное приближение к оригиналу, за исключением веса и необходимости регулярной настройки. Некоторые модели оснащаются также функцией автоаккомпанемента и, таким образом, по функциональной направленности приближаются к синтезаторам с автоаккомпанементом. Учитывая, что такое «синтезатороподобие» вовсе не исключает вышеупомянутых отличительных характеристик цифрового пианино, последнее можно охарактеризовать как инструмент поистине универсальный.

Второй разряд - электропианино - может рассматриваться как альтернатива корпусному цифровому пианино, более доступная по цене. Но все же по своим функциональным характеристикам электропианино приближается скорее к синтезатору, нежели к акустическому фортепиано. Отличия же от синтезатора состоят в наличии клавиатуры на 76 или 88 клавиш (у многих моделей синтезаторов лишь пятиоктавная клавиатура), уделении особого внимания качеству звучания фортепианных тембров, использовании динамической клавиатуры с эффектом сбалансированной молоточковой механики (когда клавиши нижнего регистра нажимаются туже, чем верхнего) и, наконец, в полноразмерности самих клавиш (основной недостаток многих моделей синтезаторов с точки зрения профессионального музыкального обучения - укороченные и суженные клавиши).

Не исполнительством единым...

Среди электронных клавишных стоит также упомянуть MIDI-клавиатур у. В отличие от прочих инструментов данной группы MIDI-клавиатура представляет собой управляющее устройство, так как сама по себе она чаще всего звук не формирует и не воспроизводит. Используется она для управления виртуальными синтезаторами в компьютере, секвенсорами, сэмплерами и т. д. Удобство MIDI-клавиатуры состоит в том, что при наличии компьютера и самой этой клавиатуры вы имеете возможность создать простую домашнюю студию.

Музыкальная рабочая станция

И, наконец, имеются также музыкальные рабочие станции - профессиональные клавишные электроинструменты (уже без функции автоаккомпанемента, разумеется), использование которых позволяет осуществлять профессиональную работу со звуком, создание аранжировок и пр. Предназначены они в первую очередь для профессионалов - обычно композиторов и аранжировщиков. Любителям же они будут мало полезны.

Размышления перед покупкой

Итак, вы решили приобрести электронный клавишный инструмент. Но еще остаются сомнения: быть может, акустика предпочтительнее? Чтобы облегчить принятие решения, правильного именно для вас, охарактеризуем кратко положительные и отрицательные стороны предполагаемого приобретения.

Плюсы

  • Легкость и мобильность при транспортировке . Это позволяет без затруднений перемещать инструмент и, в частности, брать его с собой в гастрольные поездки. Мало кто даже из профессиональных исполнителей рискнет возить за собой собственный рояль, как это делали, скажем, Рубинштейн, Рихтер или Горовиц.
  • Нетребовательность в уходе . Электронные клавишные не нуждаются в настройке и довольствуются очисткой от пыли.
  • Наличие наушников . Это чрезвычайно полезная деталь, позволяющая заниматься в любое время дня и ночи, не беспокоя соседей и домочадцев.
  • Возможность записи . В некоторых случаях вы можете не только записать свои исполнительские опыты, но и подвергнуть их компьютерной коррекции.
  • Эффект «быстрых результатов» . Даже при «однопальцевой» игре вы можете получить полнозвучный (оркестровый!) результат, а при наличии функции автоаккомпанемента вообще почувствовать себя настоящим музыкантом. Эта возможность, как правило, особенно радует новичков, а для детей служит дополнительным стимулом к продолжению занятий музыкой.
  • Тембровая универсальность . Большинство электронных инструментов воспроизводят звучание всех оркестровых тембров, а также всех разновидностей акустических клавишных: и органа, и клавесина, и челесты, и многих других.
  • Взвешенная, или динамическая, клавиатура . Основное удовольствие от игры на хорошем инструменте заключается в том, что инструмент вас «слышит»: на малейшее изменение атаки звука (качества прикосновения) отвечает изменением качества звука.

Минусы электронных клавишных инструментов:

  • Сложное внутреннее устройство . Вследствие этого электронные инструменты ломаются чаще и непоправимее. Особенно это касается динамической клавиатуры, которая воспроизводит эффект молоточковой механики, будучи лишена самой этой механики. Именно устройство молоточкового механизма, со множеством составляющих его деталей, дает возможность безлюфтового режима эксплуатации клавиатуры. Иными словами, в электронных клавишных, как и в акустических, механический износ клавиатуры имеет место, а средств исправить его, в отличие от акустических, здесь нет.
  • Обязательное наличие источника электроэнергии .
  • Качество звука . Как уже говорилось, электронный инструмент воспроизводит копии живых тембров, то есть подражает акустическому инструменту с большей или меньшей степенью подобия.
  • «Легковесность» . Это обратная сторона легкости. В результате инструмент не дает ощущения устойчивости при игре (особенно при исполнении произведений с аккордовой масштабной фактурой).
  • Быстрое устаревание . Это общая «беда» большинства электронных устройств и компьютеров: каждая новая модель делает все предшествующие достоянием вчерашнего дня и провоцирует приобретение очередной «последней версии».

Таким образом, и плюсов, и минусов электронные клавишные инструменты имеют предостаточно (аналогичную картину мы наблюдали и в случае с акустикой). Последнее слово здесь остается за покупателем. Электронный инструмент подойдет вам идеально, если вы занимаетесь профессиональной студийной работой - композицией или аранжировками. Он станет также замечательным подспорьем для гастролирующего музыканта. Что же касается обучения с его помощью, следует подумать, что вы хотите получить. Если ваша цель - повышение образовательного уровня и обретение базовых пианистических навыков, электронный инструмент подойдет вам как нельзя лучше. Если же вы стремитесь к профессиональной исполнительской карьере, то выбор «Электроника или акустика?» лучше осуществлять с помощью специалиста-консультанта.

«Звучит как акустическое фортепиано» – это лучший комплимент, который можно сделать в адрес цифрового инструмента. Сегодня мы поговорим о выборе , а точнее, о главном критерии выбора – клавиатуре.

Механизм работы

На чугунную основу внутри корпуса натянуты металлические струны. Каждая клавиша имеет молоточковый механизм, который приходит в действие при нажатии на клавишу: молоток ударяет по струне, она начинает вибрировать, и мы слышим звук. Его громкость зависит от силы удара по струне, то есть от силы нажатия на клавишу.

Звукообразование происходит внутри закрытого пространства и зависит от многих факторов: сорта древесины, лака, сложных конструкционных особенностей, механики клавиш и т.д.

При этом вы получаете полностью натуральный звук. На этом плюсы акустического пианино, пожалуй, заканчиваются. А вот из минусов можно отметить большой вес и размер, необходимость постоянной настройки и подверженность влиянию внешней среды.


Механизм образования звука в пианино

Цифровые пианино не имеют сложной механики, а звукообразование происходит за счет цифровой схемы, которая генерирует звук.

Хорошее цифровое пианино обеспечивает максимально реалистичный звук акустического инструмента и реальные физические ощущения от игры на клавишах. Клавиатура таких инструментов имеет молоточковый механизм (взвешенные клавиши). При этом клавиши имеют такую же форму, что и у акустического пианино, а при игре сохраняется ощущение отдачи от удара молоточка по струне, благодаря грамотной конструкции клавиш, имитирующих данную особенность.


Игра на цифровом пианино

История создания инструмента

Путь к современному молоточковому механизму занял не один десяток лет. Сначала клавиши были легкими, а благодаря пружинам после нажатия сразу возвращались в исходное положение. Сейчас такие клавиши используются в синтезаторах. Позже стали утяжелять каждую клавишу, чтобы достигнуть более натуральных ощущений при игре, при этом пружинный механизм был сохранен. И только потом появились специальные молоточковые механизмы, которые имитируют клавиатуру акустического пианино. Они повторяют всю цепь удара – от клавиши до молоточка, который в случае цифрового пианино бьет не по струне, а по специальным датчикам – сенсорам. Их количество может варьироваться от 1 до 3, что тоже косвенно влияет на нюансы игры. Например, полунажатие клавиши должно звучать соответственно, а сверхмедленное нажатие не должно воспроизводить звуков вообще.


Работа сенсоров в пианино

Основные типы клавиатур электронных инструментов

Молоточковая (hammer action)

Делится на два вида: градуированную молоточковую (graded hammer action) и балансную молоточковую (balanced hammer action).

    Градуированную клавиатуру имеют большинство цифровых пианино, она призвана обеспечивать ощущения от прикосновений к клавишам такие же, как при игре на акустических фортепиано. Слово „graded“ означает, что клавиши в нижнем регистре нажимаются немного тяжелее, а в верхнем регистре – легче, как в акустических фортепиано, где толщина и длина струн разная и усилия на нажатие клавиш распределены соответственно. Такая клавиатура помогает воспроизводить все нюансы тембров с глубокой градацией звуковой окраски, зависящей от силы удара.

    Балансная молоточковая клавиатура тоже обеспечивает ощущение игры на акустических фортепиано, но без распределения по силе нажатия от нижней октавы к верхней. Чаще всего ее можно встретить в синтезаторах и MIDI-клавиатурах.

Синтезаторная (synth action), или клавиатура органного типа

По ширине ее клавиши немного меньше, чем фортепианные, и нажимаются совсем легко. Синтезаторная клавиатура в свою очередь бывает динамической и не динамической. На динамической громкость зависит от скорости нажатия, то есть от силы удара. Устройство подойдет для начинающих исполнителей, а также для тех, кто хорошо владеет специфическими приемами игры всевозможными синтезаторными, органными, другими тембрами разнообразных акустических инструментов.


Синтезаторная клавиатура

Полувзвешенная клавиатура (semi-weighted)

У такой клавиатуры клавиши могут быть по размеру и форме как синтезаторными, так и фортепианными. Однако при этом они не имеют молоточковую механику, а просто нажимаются заметно тяжелее, чем в синтезаторной. После акустического фортепиано такой клавиатурой пользоваться легче, чем синтезаторной.

Итак, молоточковую клавиатуру цифрового пианино отличают:

    88 полноразмерных клавиш, разных по весу (в верхнем регистре – легкие, в нижнем – тяжелые), что полностью соответствует акустическому аналогу.


Клавиатура semi-weighted

    Чувствительность клавиш к силе нажатия. Сила нажатия на клавишу определяет громкость звучания ноты. Чувствительность всей клавиатуры задается определенными предустановками, чаще всего для этой функции выделены отдельные кнопки “Touch” (“Hard” – для экспрессивной игры, “Medium” – стандарт, “Soft” – для детей с неокрепшими пальчиками и другие). На практике же всегда используется стандартный Medium-режим.

    Дискретизация чувствительности к силе нажатия для каждой конкретной клавиши. Например, в некоторых моделях CASIO существует 128 вариантов силы (или интенсивности) нажатия на клавишу. Значит и уровней громкости извлекаемой ноты будет тоже 128. Этому важному нюансу производители уделяют большое внимание, так как от этого зависит способность инструмента передать все краски произведения, его выразительность или экспрессию.


Электронное пианино с полувзвешенной клавиатурой

Типы механизмов

Клавиатура является самой важной частью цифрового пианино, поэтому мировые производители, постоянно совершенствуют механику клавиатур своих инструментов, патентуют и дают им названия. Рассмотрим самые популярные из них.

ROLAND

Клавиатура ROLAND PHA-4 (Progresive Hummer Action – прогрессивное молоточковое действие) передает естественные ощущения игры на большом концертном рояле. В ней отсутствуют какие-либо пружины, предусмотрен только молоточковый механизм, что способствует реалистичному сопротивлению клавиши. Также некоторые модели инструментов имеют функцию Escapement (послекасание или отпускание), которая позволяет передать все нюансы игры Pianissimo и Fortissimo. Специальное мягкое демпфирование позволяет добиться меньшего механического шума при сильной игре.


Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4

Покрытие клавиш может быть двух видов: «под пластик» или «под слоновую кость» (Ivory Feel). В последнем случае на клавиатуре удобней играть, так как даже слегка влажные пальцы не скользят по поверхности.

Клавиатура PHA-4 выпускается в трех модификациях: старшая CONCERT, средняя PREMIUM и младшая STANDARD.

YAMAHA

Компания YAMAHA давно и успешно использует в своих инструментах механизм клавиатуры GH-3 (Graded Hummer 3), в котором цифра «3» указывает на наличие трех сенсоров на одной клавише, что позволяет более точно воспроизвести интенсивность нажатия на нее. Именно YAMAHA стала первопроходцем в этом вопросе. Сейчас три сенсора устанавливают и в устройствах других производителей.


Механизм клавиатуры GH-3

KAWAI

Это не самый известный в обывательских кругах, но один из лучших производителей японских цифровых пианино. Если вы любитель классики, то цифровые пианино KAWAI – это ваш выбор.


Клавиатура пианино KAWAI

В серии цифровых пианино CA (Concert Artist) используется клавиатура RM3, клавиши механизма которой имеют полную длину, что идеально подходит классическим исполнителям. Настоящая клавиатура рояльного типа в сочетании с превосходным классическим звучанием фортепиано сделали эту марку очень популярной во многих странах.


Клавиатура RM3

В серии KAWAI CN используется клавиатура с пластиковыми клавишами, которая получила название RH II (Responsive Hammer II). Каждая клавиша этого механизма имеет не менее трех сенсоров касания для полной передачи особенностей любого музыкального произведения.


Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II

CASIO

Имея более тридцати лет опыта производства электронных музыкальных инструментов, компания CASIO каждый год выпускает более новые серии инструментов, совершенствуя их клавиатуру. Несмотря на относительно невысокую цену, цифровые пианино, особенно серии Celviano и Privia, имеют весьма достойную механику, удовлетворяющую требованиям преподавателя музыкальной школы. В последних версиях цифровых пианино CASIO также имеется несколько сенсоров на каждой клавише. Дополнительно «градация чувствительности» к скорости касания (velocity) разделена на 128 частей, что позволяет передать малейшие нюансы и характер любого произведения.


Клавиатуры CASIO

Теперь вы знаете, что механика всех видов клавиатур электронных пианино очень сложна. Производители уделяют ей особое внимание, доводя до совершенства клавишный механизм в своих проектных мастерских.

Струнные и духовые инструменты – самые древние на нашей планете. А ведь фортепиано или рояль тоже относятся к струнным, а вот орган – к духовым, хотя древними их назвать не получится (разве что орган, поскольку считается, что он был придуман греком еще до нашей эры). Дело в том, что первое фортепиано появилось лишь в начале XVIII века.

Предшественником одного из самых популярных инструментов был клавесин, который уже давно забыт. Ныне же даже фортепиано отходит на задний план. Ему на смену пришли цифровые пианино и электронные синтезаторы. Сейчас купить можно практически в любом магазине бытовой техники, не говоря уже о музыкальных магазинах. К тому же есть ряд других клавишных инструментов, основой которых как раз и стали клавишные синтезаторы.

В наше время клавишные инструменты (речь идет в основном о фортепиано) есть практически в каждой общеобразовательной школе, а также в некоторых учебных заведениях среднего и высшего уровня. В этом заинтересованы не только представители администрации учебных заведений, но и власти.

Тем более что ценовой диапазон клавишных синтезаторов довольно широк: от самых дешевых, предназначенных для дома, до самых дорогих рабочих станций для профессиональных музыкантов. Заказать синтезатор можно в любом магазине музыкальных инструментов, где можно найти вариант, подходящий именно вам.

Виды клавишных инструментов

Помимо классических видов, с каждым годом пополняется модельный ряд современных клавишных инструментов (одну из главных ролей в этом играет популярность электронной и клубной музыки), среди которых и синтезаторы, и миди-клавиатуры, и цифровые пианино, и вокодеры, и различные клавишные комбо.

Список можно продолжать и дальше. Данная тенденция не случайна, так как музыкальная индустрия требует инноваций в музыкальной области, а клавишные инструменты преуспели в инновациях больше, чем все остальные. К тому же многие исполнители все чаще начинают применять в своем творчестве различные синтезаторы и их производные.

Клавишные синтезаторы – это вид электронных музыкальных инструментов, они могут имитировать звуки, которые издают другие инструменты, синтезировать новые звуки и создавать уникальное звучание. Большая популярность пришла к клавишным синтезаторам в 70-80-е годы, в период развития поп-музыки.

Современные модели клавишных синтезаторов, имеющие секвенсор, являются своеобразной рабочей станцией. Они разделяются на цифровые, аналоговые и виртуально-аналоговые (). Наиболее популярные фирмы: Касио (синтезатор WK), а также многофункциональные рабочие станции. К таким устройствам относятся синтезаторы Корг (Korg), Роланд (Roland), Ямаха (Yamaha) и т. п.

Midi-клавиатура

Миди-клавиатура – это один из видов миди-контроллеров, представляющий собой обычную фортепианную клавиатуру с дополнительными кнопками и фейдерами. Эти устройства, как правило, не имеют динамиков и работают только с усилителем, в качестве которого выступает обычно компьютер.

Подобные клавиатуры очень удобны, поэтому наиболее часто применяются в студиях звукозаписи, особенно в домашних. Поэтому, если вы планируете обустроить студию звукозаписи, то всегда можете приобрести себе миди-клавиатуру.

Цифровое пианино является практически полным аналогом акустического инструмента, с той лишь разницей, что может воспроизводить звуки не только фортепиано, но и некоторых других инструментов. Цифровые пианино хорошего качества почти не уступают в натуральности звука акустическим фортепиано, при этом имеют огромный плюс – гораздо меньшие размеры. К тому же осязательный эффект является таким же, как и от игры на фортепиано.

Неудивительным становится тот факт, что сейчас все больше профессиональных музыкантов предпочитают классическому инструменту электронный. Еще одним плюсом является то, что цифровые пианино стали более доступными, нежели их предшественник.

Клавишные комбоусилители

Комбоусилитель представляет собой электронный усилитель с динамиком. Такие устройства предназначены для использования совместно с электронными инструментами. Соответственно, клавишный комбоусилитель рассчитан на использование с электронными клавишными. Применяется обычно как монитор на концертных выступлениях или же на репетициях. Также используется в работе с миди-клавиатурами.

Приподнимающийся и подходящий к струне тангент ударом своего лезвия выводил ее из состояния равновесия и приводил в колебание. Левый, более короткий участок струны, оплетенный полоской материи, не принимал участия в нем. Правый же участок, от лезвия тангента до штифта на штеге, приходя в колебание, начинал звучать, пока сообщенная ему энергия не расходовалась на излучение и затухание. Звук клавикорда был всегда очень слабым, длился недолгое время и имел несколько звенящий "проволочный" тембр. Этому способствовало применение сравнительно слабо натянутых, очень тонких латунных или железных струн.

Благодаря простейшему устройству клавишно-тангентного механизма, исполнитель, не отнимая пальца от нажатой клавиши, мог через тангент непосредственно действовать на струну, как в момент более или менее сильного удара, так и в следующие за ним мгновения. Слегка покачивая и заставляя дрожать нажатую клавишу, исполнитель тем самым раскачивал тангент, а вместе с ним и струну. При этом в звуке появлялось нежное, мягкое дрожание и трепетание звука, придававшее ему своеобразный, оживленный и одухотворенный характер. Этот прием игры назывался по-немецки "Bebung" (дрожание, трепетание).

Кроме того, игра на клавикорде могла быть вообще очень связной, хотя при игре на первоначально применявшихся "связных" клавикордах нужно было отпускать одну клавишу перед ударом другой, если последняя извлекала более низкий звук из той же струны.

Эволюция клавикорда

На первых порах существования клавикорда в его устройстве был использован принцип, применявшийся в других ему современных струнных музыкальных инструментах. Путем постепенного укорачивания одной струны прижатием к ней пальцев или особых передвижных кобылок (как это применилось в органиструме), из нее получали несколько звуков разной, постепенно возрастающей высоты. Точно таким же способом к одной струне клавикорда подводили 2, 3 и даже 4 клавиши, тангенты на которых были расположены таким образом, что, укорачивая постепенно действующую часть струны, они могли извлекать из нее 2, 3, 4 соседних звука. Таким образом, натягивая, например, всего семь струн, клавиатуру клавикорда делали в 20 клавиш и могли получать соответствующее число музыкальных тонов. Первоначально это была сольмизация - звукоряд, изобретенный теоретиком музыки Х века Гвидо д"Ареццо. Звукоряд состоял из следующих звуков в большой октаве: до, ре, ми, фа, соль, ля, си бемоль, си бекар, до. Таким образом, здесь имелось только четыре полутона в октаве: между ми и фа, ля и си-бемоль, си-бемоль и си, си и до.

В рассмотренном нами клавикорде 1440 года применено подобное же устройство: на 12 струн приходится примерно 27 клавиш. Однако число коротких клавиш здесь довольно большое - одна такая клавиша поставлена между двумя длинными. Такое странное на наш взгляд распределение коротких клавиш может быть объяснено либо тем, что в данном инструменте было уже применено некоторое развитие звукоряда - в направлении увеличения числа звуков в октаве, либо тем, что рисовальщик, не имея музыкальных познаний, просто неверно и схематически изобразил клавиатуру инструмента, может быть, сделав это по памяти.

Примитивное устройство клавикордов вначале имело несомненный практический смысл при тогдашнем уровне строительной техники: во-первых, инструменты были сравнительно простыми по устройству, во-вторых, немногочисленные струны не трудно было настраивать. Что же касается исполнительской стороны, то музыка XIV- XVI веков, будучи еще относительно несложной в мелодическом и гармоническом отношениях, мирилась с ограничениями, присущими такой системе.

В чем же заключались такие ограничения? При обслуживании одной и той же струны несколькими соседними клавишами, каждый верхний звук автоматически исключал более низкие звуки на той же струне. При такой системе было невозможно одновременное звучание многих секунд и терций, а также некоторых трезвучий в тесном расположении (например, если первая струна обслуживалась клавишами до-ре-ми, а вторая - клавишами фа-соль-ля, то при этой системе было невозможно получить одновременно до-ре, ре-ми, фа-соль,соль-ля, до-ми, фа-ля; до-мажорное и ре-минорное трезвучия были так же неосуществимы).

Эта система так называемых "связных клавикордов" (gebundene Klavichorden) делала их по преимуществу мелодическими инструментами и сильно ограничивала их гармонические возможности. Первоначально данная конструкция клавикордов не вызывала особых неудобств для исполнителей. Но с течением времени, в связи с развитием и усложнением создаваемой композиторами клавирной музыки, подобное устройство клавикордов стало представлять все больше неудобств и ограничений для исполнителей.

Кроме того, значительное преобладание числа клавиш и тангентов, по сравнению с количеством струн, создавало большие трудности при распределении задних концов клавиш. Последние приходилось разнообразно искривлять, чтобы подводить несколько тангентов к одной струне. Эти технические трудности возрастали при параллельной поперечной натяжке струн приблизительно одинаковой длины; они уменьшились при введении диагонального расположения струн по отношении к клавишам.

Стремясь преодолеть эти игровые и технические трудности и ограничения, в клавикордах начали постепенно увеличивать число струн, а число клавиш и тангентов, действующих на одну струну, начали соответственно сокращать. Постепенно, в XVII-XVIII веках, пришли к системе "свободных клавикордов" (bundfreie Klavichorden), где каждая струна обслуживалась только одним тангентом и одной клавишей. Таким образом, число различно настроенных струн и число клавиш в таких клавикордах сравнялось, и музыканты получили возможность играть на них любые самые сложные и разнообразные сочетания звуков, как на современных клавишных музыкальных инструментах. Этот клавикорд дал полную свободу и композитору клавирной музыки, и исполнителю на инструменте. Одновременно изменялась и конструкция корпуса клавикорда и способ натяжки струн. От первоначальной натяжки приблизительно одинаковых по длине струн постепенно перешли к более удобной натяжке по диагонали ящика инструмента, и придали им неровную длину, большую-для низких струн, меньшую - для струн высокого регистра. Это давало возможность удобнее расположить задние концы клавиш и тангенты в корпусе инструмента, а также выровнять натяжение струн по всему диапазону.

Звуковой объем клавикордов, в связи с расширяющимися требованиями музыкального искусства, тоже начал постепенно увеличиваться: от 20 звуков нотной системы Гвидо д"Ареццо, охватывающей только 2,5 октавы, постепенно перешли к трехоктавному объему звуков и более. Уже в 1511 году базельский музыкальный теоретик и органограф Себастьян Вирдунг в своем трактате "Мusica getutscht und ausgezogen" описывает клавикорды с 38 клавишами, объемом в 3,5 октавы (от фа большой до до третьей октавы).

Датированный 1543 годом клавикорд работы итальянского мастера Доменика из Пизары имеет 22 струны и 45 клавиш

Таким образом, в этом клавикорде имеются почти полные четыре октавы, с той особенностью, что нижняя октава построена по "гвидоновой шкале", и на этом участке клавикорд фактически был уже "свободным"; в высоких октавах он имел полную хроматическую гамму, однако именно здесь сохранилась еще "связанность" клавикорда, доходившая до четырех нот на одной струне.

Одной из характерных особенностей устройства клавикордов первого периода было применение так называемой "укороченной" нижней октавы. Внешне она выглядела доходящей внизу до ноты мибольшой октавы, однако, фактическое распределение звуков на ее клавишах, в связи с отсутствием полутонов до-диез, ре-диез, фа-диез и соль-диез, было иным, и нижним звуком была нота добольшой октавы, находившаяся на клавише ми; на клавише фа-диезнаходился звук ре, на клавише соль-диез - звук ми. Ноты фа, соль,ля, си-бемоль и си-бекар были расположены, как обычно. Справа схема подобной "укороченной" октавы.

В клавикорде 1744 г. работы Иоганна Фиреригеля (Пресбург), экспонирующемся в Государственном научно-исследовательском институте театра, музыки и кинематографии, имеется следующее расположение клавиш нижней "короткой" октавы

Здесь два первых полутона разделены пополам. Объем звуков - 4 октавы (от до большой до до третьей октавы). Соотношение клавиш и извлекаемых из струн тонов следующее


Находящийся в том же институте клавикорд 1816 года работы Г. Ленара (Пресбург) имеет еще отчасти связную систему тонов; его звуковой объем достигает пяти слишком октав (от фа контр- до соль третьей октавы).


Попытки изготовления "свободных" клавикордов следует отнести еще к XVI веку - Михаил Преториус указывает в своей Syntagma musicum (том II, стр. 64-65, 1618) на построенный в 1589 г. в Вене клавикорд, который был уже отчасти "свободным".

Первым же строителем вполне "свободного" клавикорда следует считать Иоганна Вильгельма Грунеберга из Бранденбурга, который сделал такой инструмент в 1700 году.

Клавикорды были самой разнообразной формы и величины; наряду с инструментами относительно большой звучности, предназначенными для игры в довольно больших помещениях, с длиной корпуса до полутора метров, строились и совсем маленькие "октавные" клавикорды, настраивавшиеся на октаву выше обычных, то есть в 4" тоне, в форме библии или небольших шкатулочек (футовый тон (нем. Fusston) - обозначение высоты тона, заимствованное из конструкции органа. Открытая лабиальная труба средней мензуры, дающая тон С, имела вышину приблизительно в 8 футов; поэтому восьмифутовыми нотами (8") называются звуки, соответствующие написанным нотам, 16" тоны звучат на октаву ниже написанных, 4" тоны - на октаву выше и так далее).

Форма их была большей частью прямоугольная, иногда трапепевидная или треугольная. Очень часто клавикорды, как это было принято для музыкальных инструментов того времени, украшались живописью современных художников, орнаментацией, позолотой, инкрустацией, резьбой и даже драгоценными камнями.

Некоторые мастера изготовляли так называемые педальные клавикорды, служившие для домашнего упражнения органистов. Инструмент представлял собой довольно большой ящик со струнами, которые приводились в звучание от педальной клавиатуры органного типа, имевшей обычно 25 клавиш (две октавы отдо большой до до первой октавы). На этот ящик ставились два ручных клавикорда, один поверх другого, причем нижний ящик делался несколько шире верхнего - его клавиатура выдавалась вперед по сравнению с клавиатурой верхнего клавикорда.

Нижний педальный клавикорд имел на каждую клавишу по четыре струны: две были настроены в 16" тоне (на октаву ниже нормального тона), и две - в нормальном 8" тоне. Ручные клавикорды настраивались обычно в 4" тоне (на октаву выше нормального звучания). В музее Вильгельма Гейера в Кельне хранился подобный педальный клавикорд, построенный в 1760 году герингвальдским органным мастером Иоганном Давидом Герстенбергом. Он был "свободной" системы и имел все струны одинаковой длины. Струны отличались только по толщине и натяжению.

Стремясь сколь возможно усилить слабый звук клавикордов, их стали делать многохорными, то есть на одну клавишу начали ставить не одну, а несколько струн, приводимых в звучание одновременно. Число струн, как мы видели на примере только что описанного педального клавикорда Герстенберга, доходило до четырех. В двухорных инструментах струны настраивались обыкновенно в унисон, в нормальном 8" тоне. Исключением служили только малые "октавные" клавикорды, настраивавшиеся в 4" тоне. В особенно больших клавикордах, имевших хоры из трех или четырех струн, две из них обычно настраивались в 8" тоне, остальные же в 4" или 16" тоне. Таким устройством и способом настройки достигали большей звучности и богатства тона клавикордов.

Другим способом усиления звука клавикордов было увеличение поверхности резонансной деки инструмента. Клавикорды ранней эпохи имели лишь очень небольшую деку в правой части инструмента, причем большую часть площади клавикорда занимал клавишно-тангентный механизм. По аналогии с другими струнными инструментами, стали постепенно увеличивать площадь резонансной деки клавикорда, доведя ее почти до полной площади инструмента, так что она лежала почти над всеми задними концами клавиш; при этом для прохода тангентов к струнам в деке прорезали небольшие отверстия. Оба эти усовершенствования заметно усилили звук клавикордов.

Малые размеры клавикордов обусловливали и малые размеры клавиш; по сравнению с современной клавиатурой фортепиано, клавиши клавикордов были значительно короче и уже. Вследствие этого, употребление при игре первого пальца не всегда было удобным, и исполнители старались его большей частью не применять. Постепенно выработался своеобразный тип аппликатуры без употребления первого пальца. Это не представляло особых неудобств, так как фактура сочинений для струнных клавишных инструментов в то время была довольно несложной.

И лишь в позднейшее время, когда структура клавирных сочинений стала делаться все более сложной и трудной для исполнения, мастера начали увеличивать размеры инструментов и клавиш, приближая их по величине к современным, что дало возможность без помех для игры употреблять первый палец. Постепенно вырабатывалась и все более входила в употребление пятипальцевая аппликатура, с подкладыванием первого пальца под ладонь при игре гамм и арпеджио; эта аппликатура была окончательно введена в практику и санкционирована в XVIII веке Филиппом Эмануилом Бахом.

Основные сведения MIDI-клавиатура - клавишный электронный музыкальный инструмент, наиболее распространённый вид MIDI-контроллера. MIDI-клавиатура представляет собой электронную клавиатуру фортепиано с опциональными дополнительными органами управления - в частности кнопками и фейдерами, на которые пользователь может назначить, например, различные параметры виртуальных синтезаторов. MIDI-клавиатуры могут иметь различное количество клавиш и другие особенности. Важными характеристиками MIDI-клавиатур являются возможность определения силы


Основные сведения Вёрджинел (вирджинал) (virgin - дева, барышня) - небольшой столообразный клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина с одним набором струн и одним мануалом (клавиатурой), в отличие от мюзелара сдвинутым влево от центра. Термин «Вёрджинел» впервые встречается в трактате 3-й четверти XV века, где инструмент описывается как «имеющий прямоугольную форму, как у клавикорда, и металлические


Основные сведения Клавесин - клавишный струнный музыкальный инструмент. Музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине, так и на его разновидностях называется клавесинистом. Происхождение Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425 год). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе


Основные сведения Клавикорд (от лат. clavis — ключ) - небольшой старинный клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент один из предшественников фортепиано. Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой - тангенотов. Диапазон клавикорда менялся со временем. Так, изначально, он составлял 2 с половиной октавы, с середины XVI века - увеличился до 4-х, а


Основные сведения Клавитара (от клавишные + гитара, калька с английского keytar) - клавишный электронный музыкальный инструмент, синтезатор или MIDI-клавиатура гитарного типа. В просторечии - «расчёска». Клавитары пользовались большой популярностью в 80-х годах на отечественной и зарубежной поп-сцене. Одним из плюсов клавитары является возможность вешать клавиатуру на ремень через плечо как гитару, что дает возможность свободного


Основные сведения Меллотрон (от англ. melody и electronics) - полифонический электромеханический клавишный музыкальный инструмент. Меллотрон разработан в начале 60-х годов XX века в Англии на основе Чемберлина. Является предшественником цифровых сэмплеров. Звук генерируется посредством воспроизведения магнитофонных лент, по одной на каждую клавишу. Меллотрон получил широкое распространение в рок-музыке в 60-70-е годы, позже был вытеснен цифровыми


Основные сведения Мюзелар - небольшой столообразный фламандский клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинела, вправо от центра. Видео: Мюзелар на видео + звучание Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники: Продажа


Основные сведения Орган (лат. organum) - самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух. Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган


Основные сведения Орган Хаммонда - электромеханический клавишный музыкальный инструмент, представляющий собой электрический орган. Современные технологии цифровой обработки сигналов и сэмплирования позволяют достаточно точно воспроизвести оригинальный звук инструментов Хаммонда. Существует также ряд электронных органов и синтезаторов, качественно эмулирующих «Хаммонд орган». Тем не менее, исполнители ценят оригинальные электромеханические инструменты Хаммонда за особое впечатление и ощущение от игры.


Основные сведения Педальное фортепиано - клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, снабжённая ножной клавиатурой по аналогии с органом. Известно, что на педальном фортепиано играл Моцарт. Произведения для этого инструмента были написаны Робертом Шуманом (наиболее известны «Шесть этюдов в форме канонов», нем. Sechs Stucke in canonischer Form, op.56) и Шарлем Валантеном Альканом. В XX веке педальное фортепиано


Основные сведения Пианино (итал. pianino - маленькое фортепиано) - клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль. Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него пианино также сконструировал австриец М.


Основные сведения Подготовленное (препарированное) фортепиано - клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других