Применение электронная почты в здравоохранении. Электронное здравоохранение на практике

10-03-2016

Administration of the Nenets Autonomous Okrug, Russian Federation

Электронное здравоохранение помогает улучшать качество услуг здравоохранения для всех жителей Европейского региона ВОЗ, в том числе для представителей кочующего населения Ненецкого автономного округа (Российская Федерация).

Что такое электронное здравоохранение?

Электронное здравоохранение – довольно широкое понятие, определяемое как использование электронных средств с целью предоставления информации, ресурсов и услуг, связанных с охраной здоровья. В сфере электронного здравоохранения используются многочисленные термины, такие как:

  • электронные медицинские карты;
  • мобильное здравоохранение (например, приложения для мобильных телефонов, "носимые" технологии, медицинские устройства);
  • телездравоохранение или телемедицина (например, когда пациент может консультироваться с работниками здравоохранения по компьютеру, планшету или телефону);
  • электронное обучение, касающееся вопросов охраны здоровья (использование технологий и средств передачи информации для обучения более широкой аудитории и работников здравоохранения);
  • социальные сети в интересах здоровья (неформальные социальные каналы коммуникации в интернете);
  • анализ данных здравоохранения и "большие данные" (преобразование данных с целью обеспечения аналитических выводов и фактов для использования в процессе принятия решений и формирования политики).

Электронные технологии все чаще применяются с целью предоставления и совершенствования услуг здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ в самых разных сферах – от мониторинга состояния здоровья кочующих оленеводов до обучения и подготовки медицинского персонала с использованием многоязычных компьютерных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент". В новом отчете представлен обзор достижений и преимуществ использования технологий электронного здравоохранения, включая 29 практических примеров со всех уголков Региона.

Приведенные ниже примеры демонстрируют различные возможности применения электронного здравоохранения.

Совершенствование системы записи к врачу в бывшей югославской Республике Македония

До 2011 г. пациенты в Скопье были вынуждены долго стоять в очереди, чтобы попасть на прием к врачу или пройти диагностическое обследование. Благодаря системе MojTermin ("Мое время") у них появилась возможность записываться на прием к врачу в режиме онлайн и получать текстовое сообщение с напоминанием о времени приема, а у лиц, принимающих решения, появился доступ к оперативной панели управления, позволяющей отслеживать выписываемые направления, рецепты, а также запросы пациентов в режиме реального времени. Система MojTermin также объединила электронные медицинские записи и карты пациентов. Система оказалась настолько успешной в плане сокращения времени ожидания приема, что она быстро вышла за рамки пилотного проекта и стала неотъемлемой частью государственной и частной систем медицинской помощи в бывшей югославской Республике Македония.

Поддержка пациентов с редкими заболеваниями

RareConnect – онлайновое сообщество пациентов, объединяющее людей с редкими заболеваниями, членов их семей и лиц, участвующих в уходе за ними. Оно также работает в качестве платформы коллегиальной поддержки, позволяющей специалистам, занимающимся лечением редких заболеваний, обмениваться опытом в области лечения и прогнозирования течения заболеваний, а также информацией о наблюдаемых симптомах и стратегиях преодоления трудностей, что содействует проведению исследований и налаживанию контактов между медицинскими специалистами в разных странах. Опрос членов сообщества показал, что 76% пациентов полагали, что они лучше понимают специфику своего заболевания, 72% считали, что они могут лучше преодолевать свои проблемы, 41% ВИЧ-позитивных членов сообщества сообщили, что они стали реже практиковать рискованное поведение, а 22% людей, страдающих аффективными расстройствами, обнаружили, что после использования веб-сайта у них снизилась необходимость в прохождении стационарного лечения.

Первая общенациональная система электронных медицинских карт

Эстония ввела в действие свою систему электронных медицинских карт в 2008 г., став первой в мире страной, полностью внедрившей у себя такую систему в национальном масштабе, при этом информация, содержащаяся в таких картах, представляет собой медицинский анамнез индивида от рождения до смерти. В 2009 г. Эстония использовала механизм обмена информацией здравоохранения, чтобы загрузить все медицинские документы в систему. Использование электронного здравоохранения регламентируется нормативно-правовыми документами: Законом об информационной системе здравоохранения Эстонии (2007 г.) и Постановлением Правительства об обмене информацией здравоохранения (2008 г.). Информация о здоровье 1,35 миллиона человек (98% населения) уже внесена в систему, а 98% всех выписываемых в стране рецептов составляют электронные рецепты. Система электронных карт является частью более масштабной системы оказания государственных электронных услуг eEstonia, в которую, помимо электронного здравоохранения, входит электронная налоговая служба, электронная школа, электронный единый государственный реестр юридических лиц и система электронных выборов.

Обучение студентов-медиков с помощью многоязычных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент"

Проект, направленный на использование многоязычных компьютерных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент" в медицинском образовании в масштабах всей Европы, способствует большей гибкости процесса обучения. Инициатива, которая объединяет 11 стран Региона, предполагает создание многоязычного компьютерного тренажера-симулятора "Виртуальный пациент", который будет отвечать на задаваемые вопросы и вести себя так же, как реальный пациент, который может прийти на прием к врачу в поликлинику. Тренажером смогут пользоваться студенты медики в разных странах, говорящие на разных языках. Система позволяет смоделировать клинический опрос виртуального пациента, обратившегося к врачу с симптомами, характерными для одного или сразу нескольких заболеваний. В ходе опроса у виртуального пациента может меняться настроение, в соответствии с особенностями его заболевания и поведением проводящего опрос студента-медика. Такие сценарии для ролевой игры не только помогают студентам научиться выявлять заболевания, но также дополняют собой процесс обучения навыкам коммуникации и снижают необходимость использования актеров, на привлечение которых может уйти много времени и средств.

Расширение охвата услугами при помощи электронного здравоохранения в Российской Федерации

Телемедицина уже давно утвердилась в Российской Федерации; однако к имеющимся трудностям относятся ее применение в сфере непрерывного профессионального развития и создание юридической базы для дистанционного оказания услуг здравоохранения. Было установлено официальное сотрудничество между Норвежским центром интегрированной медицинской помощи и телемедицины и администрацией Ненецкого автономного округа с целью улучшения качества медицинской помощи для жителей отдаленных населенных пунктов и представителей кочующего населения, в том числе благодаря использованию телемедицины для укрепления здоровья, а также профилактики и раннего выявления заболеваний, например, путем записи кочующих оленеводов на прием к врачу в периоды их пребывания в деревнях. К другим инициативам относятся оказание содействия работникам здравоохранения в использовании электронных технологий и обучение, набор и привлечение к работе новых сотрудников. Проект также занимается вопросами применения электронных технологий в сфере мониторинга состояния здоровья беременных женщин и детей грудного возраста в течение первого года жизни, что позволяет сократить число длительных поездок в клиники.

Дмитрий Медведев по результатам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, прошедшего 25 октября 2016 г., утвердил несколько так называемых «Паспортов приоритетных проектов», в том числе паспорт приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» («Электронное здравоохранение»). Соответствующее решение появилось на сайте Правительства 8 ноября 2016 г. по адресу http://government.ru/news/25207/

Проект рассчитан на 9 лет (сроки 25.10.2016 – 31.12.2025), в настоящее время куратором проекта со стороны Правительства назначена зам. Председателя Правительства О.Ю. Голодец, заказчиком выступает Минздрав РФ, руководителем проекта назначена зам. Министра здравоохранения Н.А. Хорова.

В качестве цели проекта указано «Повышение эффективности организации оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения информационных технологий, мониторинга возможности записи на прием к врачу, перехода к ведению медицинской документации в электронном виде не менее 50% медицинских организаций к 2018 году (80% к 2020 году), реализации не менее 10 электронных услуг (сервисов) в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ), которыми в2018 году воспользуются не менее 14 млн. граждан (30 млн. граждан в 2020 году ».

Предусмотрено несколько целевых показателей, рассчитанных нарастающим итогом на 2017, 2018, 2019, 2020 и 2025 гг., в том числе:

  • Число граждан, воспользовавшихся сервисами Личного кабинета пациента "Мое здоровье" (в следующем году их должно быть 6 млн.),
  • Доля застрахованных по ОМС граждан, для которых заведены ЭМК (в следующем году должны выйти на показатель 40%, в 2018 г. – 100%),
  • Доля амбулаторно-поликлинических МО, внедривших МИС и перешедших на ведение электронной медицинской документации (в следующем году – 30%, в конце проекта – 99%) и ряд других
Результатами выполнения проекта должно стать следующее:
  1. Принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения ИКТ и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения" (далее -Федеральный закон) и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.
  2. Все МО, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (т.е. амбулаторно-поликлинические учреждения), подключены к защищенной сети передачи данных и внедрили МИС МО, позволяющие оказывать гражданам электронные услуги (сервисы), в том числе посредством Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ, интегрированные с региональными компонентами ЕГИСЗ. Причем заметим, что должны быть внедрены не просто любые МИС МО, а именно системы с расширенной функциональностью в соответствии с утвержденными Минздравом «Методическими рекомендациями по МИС МО».
  3. Электронные медицинские карты заведены для всех граждан, застрахованных в ОМС.
  4. Не менее 99% рабочих мест медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оснащены компьютерным оборудованием, автоматизированными рабочими местами, подключенными к МИС, а также электронными подписями.
  5. Обеспечена возможность ведения медицинских документов в электронном виде с применением электронной подписи, организован электронный медицинский документооборот в МО и между МО (не менее 50% медицинских организаций первичного звена к 2018 году), а также обеспечена возможность гражданам осуществлять доступ к их медицинским документам, в том числе посредством Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ.
  6. 99% МО подключено к системе мониторинга возможности записи граждан на прием к врачу.
  7. Организована многоуровневая система телемедицинских консультаций медицинских работников
  8. Запущен Личный кабинет пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ, в котором для граждан доступно не менее 10 электронных сервисов.
В разделе «Этапы и контрольные точки» представлены конкретные даты, на которые должно быть реализовано то или иное запланированное мероприятие.

На реализацию поставленных задач из федерального бюджета планируется выделить 1,55 млрд. руб. в 2017-2018 гг. и 4,07 млрд. руб. в 2019-2025 г. Финансирование проекта также должно осуществляться и из бюджетов субъектов РФ в рамках согласованных с Минздравом «Дорожных карт по развитию ЕГИСЗ» до конца 2018 г. Дальнейшие финансирование из региональных бюджетов, начиная с 2019 г., планируется уточнить по результатам выполнения мероприятий «Дорожных карт».

Весь текст «Паспорта» доступен по адресу http://government.ru/media/files/9ES7jBWMiMRqONdJYVLPTyoVKYwgr4Fk.pdf

Кроме «Электронного здравоохранения», также утвержден Паспорт проекта «Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов» («Лекарства. Качество и безопасность»)». На него в 2017 г. планируется выделить 247 млн. руб.:

Переход к электронному здравоохранению (e-Health ) предпо­лагает построение территориальных и глобальных сетей передачи медицинских данных и создание на этой основе единого инфор­мационного пространства.

Электронное здравоохранение - это система, направленная на решение всего спектра задач охраны здоровья населения, реа­лизуемая на основе всеобъемлющего электронного документо­оборота, обязательно включающего персональные медицинские данные, обеспечивающего оперативный доступ ко всей информа­ции, возможность ее совместного дистанционного анализа врача­ми и контактов врачей с пациентами на основе телемедицинских технологий.

К. Клоу и Й.Джарден (2001) рассматривают электронное здра­воохранение в качестве «посредника» для перехода к новой фазе модернизации здравоохранения Великобритании. Этот тезис крайне важен и для России, где осуществляется реорганизация всей си­стемы охраны здоровья населения.

Ключевым компонентом электронного здравоохранения явля­ется ЭИБ (в это понятие включаются любые медицинские карты пациентов). Переход к интегрированным системам, в том числе использующим персональные данные пациентов, создает основу для формирования единого информационного пространства от­дельных служб, регионов и здравоохранения России в целом. Учи­тывая взаимосвязь медицинских, социальных и экологических аспектов, их роль для здоровья, комфортного состояния и(или) адаптации человека в обществе, можно рассматривать такие по­нятия, как «единое информационное медико-социальное про­странство» и «медико-экологическое пространство».

Следует различать варианты понятия «единое информацион­ное пространство» и независимо существующее понятие «общее информационное пространство». Единое информационное про­странство включает два варианта: медицинское пространство собственно персональных данных и пространство системы здраво­охранения. Наряду с использованием термина «пространство» в качестве его синонима применяется понятие «единое поле ме­дицинских данных».

Единое информационное пространство медицинских данных - это система, опирающаяся на компьютерные сети автономно функ­ционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, на­блюдающихся в различных учреждениях всех уровней (на основе построения распределенной базы персональных данных о состоя­нии здоровья населения определенной территории).

Единое информационное пространство системы здравоохране­ния - это обобщенная или распределенная база первичных ста­тистических данных о состоянии здоровья населения, окружа­ющей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспе­чивающих охрану здоровья населения в рамках определенной тер­ритории.

Общее информационное медицинское пространство - это со­вокупность информации (данных), находящейся в различных БД, в том числе разных территорий или ведомств, получение которой возможно при направлении официального запроса.

Существует также понятие «общее медико-статистическое про­странство», которое предполагает интеграцию «свернутых» (ста­тистических) данных, накапливаемых в системах обработки ин­формации разных уровней.

Мы живём в цифровой век, когда многие привычные сферы жизни уже были успешно информатизированы. Речь идёт как о масштабных системах управления предприятиями, так и сфере услуг: системе банковских расчётов или, например, приобретения железнодорожных билетов. Некоторые европейские страны пошли дальше и успешно внедрили электронное правительство, как, например, Эстония.

Однако, потенциал цифровых технологий намного выше. В последнее время всё чаще звучат разговоры о внедрении системы электронного здравоохранения.

Электронное (или цифровое) здравоохранение - термин, который возник сравнительно недавно, употребляется, когда речь идёт о том, чтобы поставить современные коммуникационные технологии на службу медицине.

Представьте, что у вас есть электронная амбулаторная карточка, которую вы уж точно никогда не потеряете, и в которой фиксируется индивидуальная история всех ваших врачебных осмотров, анализов и консультаций, а также всего назначенного лечения и выписанных рецептов. Кстати, в той же Эстонии проект электронного здравоохранения является одной из успешных составляющих системы цифрового правительства, e-government.

1. Удобства электронного здравоохранения

Удобства такого подхода во многом очевидны. Вся ваша медицинская история хранится в одной базе данных. Вы можете переехать в другой город, сменить клинику и лечащего врача - у нового доктора сразу же будет доступ к вашей электронной амбулаторной карточке со всей необходимой ему информацией. Что касается выписанных вам рецептов - теперь-то эти заветные бумажки уж точно никуда не пропадут. В Испании, например, эта система цифрового здравоохранения реализована так, что врач может получить доступ к медицинским данным пациента с любого компьютера внутри страны и обмениваться информацией с другими докторами. В то же время система обладает высоким уровнем защиты, и постороннему человеку практически невозможно получить доступ к вашим медицинским данным.

Такая система удобна и для государства, так как существенно сокращает расходы на здравоохранение. Это подтверждает опыт практичных американцев, ещё 30 лет назад подсчитавших прибыльность перехода к электронному здравоохранению. Она составляет не много не мало - 30-40 процентов. Самое приятное то, что информатизация существенно сокращает уровень бумажной волокиты, на которую уходит львиная доля времени и внимания врача, и позволяет ему полностью сконцентрироваться на потребностях пациента.

2. Минусы цифровой медицины

Пока рано говорить о введении системы электронного здравоохранения в Украине, однако некоторые корпорации обеспечивающие сотрудников страховой медициной уже информатизировали отдельные аспекты медицинских услуг. Проще всего оказалось внедрить систему онлайн-регистрации для приёма к врачу, так называемую электронную регистратуру.

Плюсов оказалось много, а из минусов пациенты называют, например, очереди у окошка для получения талончика регистрации, конфликты между теми, кто просто пришёл на приём и записался через электронную систему. Однако, многие эксперты оптимистичны и считают, что проблемы исчезнут, когда люди адаптируются к этой форме цифровой услуги.

Электронное здравоохранение в Украине

Система электронного здравоохранения уже функционирует в Евросоюзе и других наиболее развитых странах. Опыт её использования оказался настолько успешным, что сейчас на глобальном уровне идёт обсуждение проекта разворачивания системы цифровой медицины по всему миру. Старт пилотного проекта глобальной медицинской сети планируется в Китае и финансируется Всемирной Организацией Здравоохранения, Китаем и ЕС.

Насколько же реально внедрение такой системы в ближайшие годы в Украине?

Концепция новой системы здравоохранения опубликованная Минздравом Украины в мае 2014 года предусматривает, среди прочих реформ «формирование системы электронного здравоохранения и объединения информационных ресурсов отрасли в единое информационное поле, обеспечение эффективной фармацевтической политики и информационно-коммуникационное обеспечение построения новой системы здравоохранения». Механизм внедрения новой системы, обещают в Минздраве, должен заработать до конца 2015 года.

Если обратиться к опыту другой пост-советской страны, Эстонии, с её знаменитым электронным правительством и проанализировать её историю успеха, мы отметим следующее:

Во-первых, содействие внедрению системы на самом высшем, государственном уровне. Содействие включило в себя как финансирование, так и формирование и утверждение правительством единой, слаженной концепции системы электронного здравоохранения, максимально защищённой и не допускающей дублирование данных.

Во-вторых - общий уровень законопослушности граждан. Сплочённость украинского общества значительно возросла в свете недавних политических событий, однако для следования общим правилам украинцы должны проявлять максимум сознательности.

В третьих - подключение к государственной сети электронного здравоохранения частных и коммерческих клиник. То есть, для успешного внедрения цифровой медицины осознать свою социальную ответственность должны не только граждане и государство, но и бизнес.

Рассматривая понятие «электронное здравоохранение» как си­стему оперативного доступа к персонифицированной информа­ции корпоративных систем или распределенных БД с использова­нием телекоммуникационных каналов связи, следует иметь в виду, что эта перспектива должна определять сегодняшние действия при разработке программных продуктов в отношении их последующей интеграции.

На современном этапе термин «e-Health» также используется и в отношении широко распространяемых через Интернет услуг, связанных со здравоохранением, которые включают в себя обмен информацией, программы самопомощи и медицинские советы. Такую трактовку следует признать ошибочной, так как речь идет лишь о ряде направлений Интернет-медицины.

Единое пространство или поле медицинских данных обеспечи­вает:

· доступность лечащему врачу ЛПУ, в котором на данный мо­мент обслуживается пациент, всей совокупности его медицин­ских данных независимо от места их нахождения;

· оперативный обмен данными о параллельно проводимом в различных ЛПУ лечении/реабилитации по поводу одного или раз­ных заболеваний;

· анализ эффективности всего комплекса профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий;

· своевременное получение необходимых данных для принятия решений медико-социального плана (при условии информацион­ного обмена со службами социального обеспечения населения).

Таким образом, единое информационное медицинское (медико-социальное) пространство - это новая технология наблюде­ния и лечения пациентов и взаимодействия медицинских и соци­альных служб.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение электронному здравоохранению.

2. Какие существуют примеры использования элементов электронного здравоохранения?

3. Что подразумевает персоноцентрированный уход?

4. каким образом обеспечивается единое пространство медицинских данных?

5. Дайте понятие единому информационному пространству системы здравоохранения?

6. Какие вопросы необходимо решить для создания единого общероссийского информационного медицинского пространства?

7. Приведите примеры использования элементов электронного здравоохранения?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Система здравоохранения Российской Федерации представля­ет собой сложный динамический комплекс, управление которым наряду с Министерством здравоохранения и социального разви­тия Российской Федерации на территориальном и муниципаль­ном уровне осуществляют соответствующие органы здравоохра­нения.



Внедрение информационно-компьютерных технологий в прак­тическое здравоохранение обеспечивает:

· мониторинг состояния здоровья населения и системы оказа­ния медицинской помощи;

· совершенствование наблюдения за разными группами насе­ления в процессе общей диспансеризации и при профильных ос­мотрах отдельных контингентов;

· повышение преемственности наблюдения пациентов в раз­личных медицинских учреждениях, в том числе на этапах оказа­ния неотложной помощи;

· повышение эффективности диагностики при одновременном снижении экономических затрат за счет последующего целена­правленного дополнительного обследования больных;

· поддержку процесса принятия решений в вопросах диагно­стики и лечения с учетом факторов критического риска, что важ­но для снижения инвалидности и смертности;

· оценку объективных интегральных региональных и федераль­ных показателей здоровья в динамике;

· совершенствование анализа и учета в клинической медицине и, как следствие, повышение управляемости медицинской служ­бой страны;

· оперативный контроль и принятие долговременных реше­ний на разных уровнях системы здравоохранения на основе ана­лиза информации, интегрируемой в информационных систе­мах.

Первые шаги в области информатизации в России относятся к 1960-м гг. Однако до настоящего времени нижний (первичный) уровень информатизации, включающий применение програм­мных продуктов при принятии медицинских решений, крайне не­велик, исключая широко распространенные программно-аппарат­ные комплексы.

Отечественные автоматизированные системы для ЛПУ по ос­новным реализованным функциям в основном сопоставимы меж­ду собой. Но их разработка осуществляется на различных платфор­мах, что создает трудности при последующей интеграции в рам­ках многофункциональных медицинских учреждений.

На уровне субъектов Российской Федерации функционируют многочисленные информационные медицинские системы. В ос­новном они опираются на данные медицинской статистики ниже лежащих уровней здравоохранения. В отдельных территориях ве­дутся персонифицированные регистры различных групп населе­ния.

В системе ОМС поддерживаются реестры прикрепленного на­селения.

В последнее десятилетие бурно развиваются внутритерриториальные телемедицинские сети.

На федеральном уровне развиваются системы мониторинга (спе­циализированные персонифицированные системы) различных контингентов населения.

Развитие системы охраны здоровья населения Российской Фе­дерации на современном этапе нуждается в эффективной ин­формационной поддержке. Такой подход отвечает положениям «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федера­ции 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

Благодаря ИМС можно формировать целостную картину состо­яния здоровья пациента и проводить диагностические и лечебные мероприятия в едином цикле: выявление - неотложная помощь - лечение в стационаре - наблюдение лечащего врача - анализ тенденций на основе моделирования - прогноз состояния здоро­вья, включая риски возникновения заболеваний и осложнений при хронической патологии.

Однако при построении больших ИМС до сих пор не нашел широкого применения принцип системного подхода, следствием чего является функционирование большого числа самостоятель­ных, не связанных между собой, систем. В результате в термино­логии корпоративных информационных систем состояние инфор­матизации российского здравоохранения можно охарактеризовать как «лоскутное одеяло».

Существенным фактором, сдерживающим интегративные про­цессы в здравоохранении, является отсутствие нормативно-правовой базы для развития информационных и телемедицинских технологий.

Согласно концепции развития России до 2020 г. перед органа­ми здравоохранения стоит важная задача - создание единого ин­формационного медицинского пространства на основе перехода к системе электронного здравоохранения, включая телемедицин­ские технологии. Для решения этой всеобъемлющей задачи необ­ходимы:

1) формирование информационной инфраструктуры в систе­ме охраны здоровья населения, что невозможно без создания те­лекоммуникационных сетей, обеспечивающих подключение всех медицинских учреждений и органов управления;

2) развитие и интеграция информационных и телемедицинс­ких технологий, разработка специального программного обеспе­чения;

3) создание нормативно-правовой базы, включая разработку и введение комплекса стандартов и классификаторов для обеспече­ния электронного документооборота в ИМС всех типов;

4) введение юридически значимого документооборота и си­стемы информационной безопасности персональных данных (на основе электронной цифровой подписи и средств криптозащиты).

Единое информационное пространство системы здравоохране­ния рассматривается как интегрированная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья, окружа­ющей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспе­чивающих охрану здоровья населения в рамках определенной тер­ритории. Единое информационное пространство медицинских дан­ных - это метасистема, опирающаяся на компьютерные сети ав­тономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о па­циентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней, на основе построения распределенной базы персональных данных.

Соподчиненность ИМС и обеспечение возможности интегра­ции имеющихся и вновь создаваемых вертикальных и горизон­тальных систем является обязательным условием перехода к еди­ному информационному пространству.

Горизонтально-вертикальная интеграция для обеспечения опе­ративного обмена персональными данными подразумевает:

· создание систем мониторинга состояния здоровья населения, в том числе для использования этой информации в чрезвычайных ситуациях;

· применение электронного паспорта здоровья;

· полноценную организацию лечебно-диагностического про­цесса в течение жизни, в том числе с использованием средств телемедицины;

· реализацию системы оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи;

· получение статистических данных в стандартной форме и по оперативным запросам с использованием генератора свободных форм;

· обеспечение преемственности на всех этапах догоспитального и стационарного обслуживания с управлением выбором уровня оказания медицинской помощи.

Модульное построение систем должно обеспечить достаточно простое расширение их функций при подключении новых подсистем.

Информационная безопасность является в настоящее время необходимой составляющей информационных медицинских систем персональных данных и обмена ими по открытым каналам связи.

Создание интегрированных информационных систем на всех уровнях з/о на основе совместимости информационных структур и сквозного проектирования (от сбора первичных данных до принятия организационно-управленческих решений), повышающих эффективность профилактической помощи и лечебно-диагностического процесса, позволит органично включить любую информационную систему в состав единого информационного пространства з/о и будет способствовать реализации основной функции охраны здоровья населения – увеличению продолжительности активной жизни.

При создании федеральных и региональных проектов должна предусматриваться разработка моделей деятельности и системы критериев их функционирования, что создает основу для научно обоснованного обеспечения функций управления:

· прогнозирования потребности ресурсов;

· перспективного и текущего планирования деятельности;

· учета и анализа качества работы и состояния помощи, включая многокритериальное ранжирование территорий и учреждений по эффективности их деятельности;

· выработки управляющих воздействий.

Переход к безбумажной технологии и реализация единого информационного медицинского пространства в масштабе отдельных регионов и России в целом соответствует стратегическим задачам развития з/о.

Компьютерные технологии должны служить инструментом для исследования тенденций в состоянии здоровья населения (при учете влияния социальных, наследственных, экологических и ресурсных факторов) и основой для принятия обоснованных управленческих решений.

Для единообразия в подходах к решению вопросов контроля медико-демографических процессов (рождаемость, распространенность хронической патологии, инвалидность, младенческая и общая смертность), мониторинга здоровья и медико-экологического мониторинга необходимо разрабатывать типовые информационные системы с обеспечением их информационной и программной совместимости.

В ЛПУ должны функционировать информационные системы, объединенные в сети сложной типологии. Это позволит отказаться от дублирования информации и обеспечит современный обмен данными и истинную преемственность в работе учреждений при оказании специализированной помощи.

Автоматизированные системы комплексных диспансерных ос­мотров должны предусматривать дифференциацию контингентов на группы с различным уровнем здоровья, обеспечить выявление скрытой патологии и оценку динамики изменений при осуществ­лении лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприя­тий.

Информационные системы на всех уровнях оказания лечебно-профилактической помощи населению, начиная с рождения, должны включать функционально и технологически связанные компьютерные системы.

Автоматизированные системы поддержки принятия решений и программно-аппаратные комплексы должны встраиваться в со­став информационных систем. Для повышения их эффективности необходимо шире использовать методы искусственного интел­лекта.

Информация БД, включая персонифицированные, должна пе­редаваться с нижних уровней на верхние в необходимом (усечен­ном) объеме.

На уровне первичных медицинских пользователей должны функ­ционировать проблемно-ориентированные системы, являющиеся АРМ.

Таким образом, современные информационно-коммуникаци­онные технологии предоставляют возможность реализации диф­ференцированного подхода к оценке уровня здоровья в целях ран­ней профилактики хронических заболеваний у детей, подростков и взрослых на основе оценки комплексного влияния наследствен­ного предрасположения и многообразных факторов внешней сре­ды, способствующих его реализации в течение жизни. Компью­терный мониторинг состояния пациентов позволит оценивать уро­вень как индивидуального, так и общественного или популяционного здоровья населения.

Медицинская информатика как наука является основой для разработки многообразных прикладных средств в области охраны здоровья, которые обеспечивают повышение качества жизни на­селения. Наблюдающийся в настоящее время качественный ска­чок в развитии медицинской информатики позволяет утверждать, что ее роль будет постоянно возрастать.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Автоматизированные рабочие места медицинских работников - комп­лексы, обеспечивающие ведение базы данных, обработку информации и поддержку процессов принятия решений в определенной предметной области.

База данных - объективная форма представления и организации со­вокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

База знаний - совокупность знаний предметной области, записан­ная на машинный носитель в форме, понятной пользователю и экс­перту, которая является ядром экспертной или интеллектуальной си­стемы.

Банк данных - совокупность баз данных, а также программные, язы­ковые и другие средства, предназначенные для централизованного на­копления данных и их использования с помощью электронных вычис­лительных машин.

Бизнес-процесс (business process) - система последовательных целе­направленных и регламентированных действий в целях оптимизации де­ятельности.

Генеральная совокупность - набор данных, описывающих нечто все­объемлющее.

Географическая информационная (геоинформационная) система - си­стема визуального представления географически или координатно «при­вязанной» проблемно-ориентированной информации.

Доказательная медицина (evidence-based medicine) - медицина, осно­ванная на фактах и доказательствах.

Единая федеральная информационная медицинская система - своего рода виртуальная система, представляющая собой комплекс федераль­ных ИМС разного направления (клинического, лекарственного, соци­ально-гигиенического, экологического, организационного, финансово-экономического, кадрового, материально-технического), подчиненных различным ведомствам и фондам, но обменивающихся необходимой информацией (или обеспечивающих санкционированный доступ к не­обходимым данным) на основе согласованных протоколов.

Единое информационное пространство медицинских данных - систе­ма, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различ­ных учреждениях всех уровней (на основе построения распределенной базы персональных данных).

Единое информационное пространство системы здравоохранения - обобщенная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья людей, окружающей среды и комплекс учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории.

Медико-технологические системы - системы, обеспечивающие об­работку и анализ информации, представленной в электронной форме, для поддержки принятия решений и информационной поддержки меди­цинских технологических процессов.

Медицинская кибернетика - наука об управлении в сложных дина­мических медицинских системах.

Медицинский технологический процесс - оздоровительно-профилак­тический или лечебно-диагностический процесс управления организ­мом (изменением структуры и функций), который реализуется в про­странстве и времени с целью улучшения его состояния.

Модель - создаваемое человеком подобие изучаемого объекта.

Мониторинг здоровья населения - система оперативного слежения за состоянием здоровья населения и его изменением, представляющая со­бой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровне­вой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населе­ния за различные временные интервалы.

Общее информационное медицинское пространство - совокупность информации (данных), находящейся в различных БД, в том числе раз­ных территорий или ведомств, получение которой возможно при на­правлении официального запроса.

Общее медико-статистическое пространство - интеграция «сверну­тых» (статистических) данных, накапливаемых в системах обработки информации разных уровней.

Региональные и глобальные сети - интегрированные локальные сети определенной территории, обеспечивающие функционирование инфор­мационных систем определенной направленности (территориальное здра­воохранение, онкологическая служба и т.д.).

Регистры (специализированные ИТС) служб и направлений медици­ны - системы поддержки электронного документооборота персональ­ных данных в проблемно-ориентированных областях медицинской дея­тельности, включающие аналитические и управленческие функции.

Реинжиниринг - переосмысление и перепроектирование так называ­емых бизнес-процессов (business process reengineering).

Система - совокупность взаимозависимых и взаимообусловленных элементов, обладающая свойствами, не присущими каждому элементу в отдельности.

Система управления базами данных - программное обеспечение, пред­назначенное для работы с БД: их определения (структура таблиц пара­метров и их отношений), создания, поддержки, осуществления контро­лируемого доступа.

Специфичность - доля пациентов с диагностированным заболева­нием среди пациентов без данного заболевания в обучающей выборке, т.е. отношение числа истинно отрицательных результатов к общему чис­лу случаев с отсутствием заболевания.

Структура - пространственное отношение элементов между собой.

Телематика медицинская - составной термин, означающий деятель­ность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных техно­логий, направленные на содействие развитию мирового здравоохране­ния, осуществление эпидемиологического надзора и предоставление медицинской помощи, а также обучение, управление и проведение на­учных исследований в области медицины (ВОЗ, 1997).

Телемедицина - метод предоставления услуг по медицинскому об­служиванию там, где расстояние является критическим фактором.

Территориальная информационная медицинская система - интегри­рованная система сбора, обработки, передачи и хранения данных о со­стоянии здоровья населения, окружающей среды, материально-техни­ческой базе и экономических аспектах функционирования службы здра­воохранения региона.

Федеральная информационная медицинская система здравоохранения - интегрированная система сбора, обработки и хранения данных о состо­янии здоровья населения, окружающей природной среды, материаль­но-технической базы и об экономических аспектах функционирования отрасли здравоохранения страны.

Федеральная информационная система мониторинга состояния здоро­вья - комплекс проблемно-ориентированных иерархических ИМС, вклю­чающих регулярно обновляемые персонифицированные базы медицин­ских (медико-социальных) данных по месту первичного наблюдения пациентов, на региональном и на федеральном уровнях, обеспечиваю­щих сбор, передачу, хранение и полипараметрический анализ данных для многокритериальной оценки динамики изменений в различных груп­пах населения.

Функции - энергетические связи между элементами, в результате которых получается та выходная функция, которой обладает система.

Чувствительность - доля пациентов с диагностированным заболева­нием среди всех пациентов с данным заболеванием в обучающей выбор­ке, т.е. отношение числа истинно положительных результатов к числу случаев с наличием заболевания.

Экспертная система - система, оперирующая с формализованными знаниями врачей-специалистов и имитирующая логику человеческого мышления, основанную на знаниях и опыте экспертов с целью выра­ботки рекомендаций или решения проблем.

Электронная история болезни - информационная система, обеспе­чивающая автоматизацию ведения и формирования медицинской доку­ментации, оперативный обмен между участниками лечебно-диагностического процесса и поддержку их деятельности.

Электронное здравоохранение - система, направленная на решение всего спектра задач охраны здоровья населения, реализуемая на основе всеобъемлющего электронного документооборота (обязательно включа­ющего персональные медицинские данные), обеспечивающего опера­тивный доступ ко всей информации, возможность ее совместного дис­танционного анализа врачами и контактов врачей с пациентами на ос­нове телемедицинских технологий.

Digital Imaging and Communications in Medicine (DICOM ) - стандарт на цифровые изображения с различных приборов для лучевой диагнос­тики (растровые медицинские изображения) и обмен ими.

Health Level Seven (HL1 ) - группа стандартов единых правил обмена медицинской информацией в различных областях здравоохранения.

Logical observation identifier names and codes (LOINC ) - номенклатура лабораторных и клинических исследований.

Read Clinical codes (RCQ - система клинических терминов Рида.

SNOMED International - международная систематизированная но­менклатура медицинских терминов.

Web-сайт -совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных навигационно по смыслу и физически находящихся на одном web- сервере.

Web-сервер - специализированный компьютер, обеспечивающий хранение и доступ из внешней сети к данным, организованным в виде страниц.

Web-страница - документ, снабженный уникальным адресом, реа­лизованный в виде гипертекста с включением текста, графики, звука, видео или анимации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гасников В. К. Основы научного управления и информатизации в здра­воохранении: учеб. пособие/В.К.Гасников; под ред. В.Н.Савельева, В.Ф.Мартыненко. - Ижевск, 1997.

Гаспарян С. Л. Медико-социальный мониторинг в управлении здраво­охранением/С. А. Гаспарян. - М., 2007.

Гаспарян С. А. Страницы истории информатизации здравоохранения России/С.А.Гаспарян, Е.С.Пашкина. - М., 2002.

Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум/В.Я.Гельман. - СПб., 2001.

Григорьев А. И. Клиническая телемедицина/А. И. Григорьев, О. И. Ор­лов, В.А.Логинов. - М., 2001.

Джексон П. Введение в экспертные системы: учеб. пособие: пер. с англ./П.Джексон. - М., СПб., Киев, 2001.

Зарубина Т. В. Управление состоянием больных перитонитом с исполь­зованием новых информационных технологий/Т.В.Зарубина, С.А.Гаспарян. - М., 1999.

Информационные технологии и общество - 2006: материалы форума/под ред. Т.В.Зарубиной. - М., 2007.

Капустинская В. И. Автоматизация подготовки документов с исполь­зованием программной системы MS WORD. В 2 ч. Ч. 1. Средства автомати­зации при наборе, редактировании, форматировании текста: метод, по­собие (практикум)/В. И. Капустинская. - М., 2005.

Кобринский Б. А. Континуум переходных состояний организма и мо­ниторинг динамики здоровья детей/Б. А. Кобринский. - М., 2000.

Кобринский Б. А. Телемедицина в системе практического здравоохра­нения/Б. А. Кобринский. - М., 2002.

Кренке Д. Теория и практика построения баз данных/Д.Кренке. - СПб., 2005.

Кудрина В. Г. Медицинская информатика/В.Г.Кудрина. - М., 1999.

Миронов С. Я. Практические вопросы телемедицины/С. П. Миронов, Р. А. Эльчиян, И. В. Емелин. - М., 2002.

Назаренко Г. И. Медицинские информационные системы: теория и практика/Г.И.Назаренко, Я.И.Гулиев, Д.Е.Ермаков; под ред. Г.И.На­заренко, Г

С.Осипова. - М., 2005.

Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Приме­нение пакета прикладных программ Statistica / О. Ю. Реброва. - М., 2002.

Тюрин Ю. Н. Анализ данных на компьютере / Ю.Н.Тюрин, А.А. Ма­каров. - М., 1995.

Устинов Л. Г. Автоматизированные медико-технологические системы. В 3 ч./А.Г.Устинов, Е.А.Ситарчук, Н.А.Кореневский; под ред. А.Г.Ус­тинова. - Курск, 1995.

Флетчер 3. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной ме­дицины/3.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. - М., 1998.

Шифрин М.А. Создание единой информационной среды здравоохра­нения - миссия медицинской информатики//Врач и информацион­ные технологии. - 2004. - № 1. - С. 18 - 21.

Предисловие.................................................... 3

Список сокращений........................................ 5

Введение.......................................................... 7

ГЛАВА 1.МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА

Исторический обзор 9

Основные понятия медицинской информатики 13

Место медицинской информатики в здравоохранении 16

ГЛАВА 2.СТАНДАРТНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

Применение текстового редактора в медицинских задачах 21

Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными 22

Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем 22

ГЛАВА 3.КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

Программные средства математической статистики 27

Особенности медицинских данных 28

Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных 31

Использование методов математической статистики для анализа данных 35

Интерпретация и представление полученных результатов 39

ГЛАВА 4.ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Понятие телемедицины 41

Этапы становления российской телемедицины 43

Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь 43

Специализированные рабочие места 109

Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии 114

ГЛАВА 9ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Построение и основные функции информационно-технологических систем 115

Поддержка процесса обследования и лечения в информационно- технологических системах 116

Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения 117

Электронная история болезни 120

Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений 122

Регистры (специализированные информационно-технологи­ческие системы) 124

Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных 129

ГЛАВА 10АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений 132

Функциональное назначение учрежденческих систем 134

Общие принципы построения автоматизированных информационных систем ЛПУ 135

Уровни автоматизации современных лечебно-профилакти­ческих учреждений 136

Технологические решения 139

ГЛАВА 11.ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УРОВНЯ

Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня 144

Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений 150

Информационно-аналитические системы 150

Географические информационные системы 151

ГЛАВА 12.СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ И МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня 155

Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения 157

Федеральные системы мониторинга состояния здоровья 160

Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи 162

ГЛАВА 13.ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ЭЛЕКТРОННОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

Понятие электронного здравоохранения 165

Принципы построения единого информационного пространства 166

Подходы и первый опыт электронного здравоохранения 169

Возможности электронного здравоохранения 171

Заключение: медицинская информатика в системе оказания

помощи населению..................................... 173

Терминологический словарь...................... 178

Список литературы